Маркетинговые исследования

Для оценки проведенных мероприятий и принятия правильного решения необходима своевременная, объективная и точная информация. Получение такой информации, ее обработка, анализ и формирование выводов и рекомендаций основная задача проведения маркетингового исследования. Существуют следующие виды маркетинговых исследований:

 Квартирный опрос проводятся дома у респондентов в форме личного интервью. Преимуществом данного вида опроса является возможность проведения качественной выборки респондентов по заданным целевым характеристикам: полу, возрасту, профессии, социальному и финансовому положению и т.п. Анкета для проведения квартирного опроса может быть достаточно большой и подробной, что позволяет провести более глубокое исследование по обширному спектру проблем. К плюсам данного исследования можно также отнести то, что респондент отвечает на вопросы в спокойной домашней обстановке. В ходе проведения квартирного опроса могут использоваться визуальные материалы, любые вопросы и виды анкет. Выборка респондентов может осуществляться по любым заданным параметрам, в том числе территориально.

Опрос респондентов на улицах города или в местах наиболее вероятного появления целевой аудитории. Это один из самых распространенных методов проведения количественного исследования, удобен для быстрого определения тенденций развития рынка. Для проведения уличного опроса используется достаточно небольшая анкета, так как время контакта интервьюера с респондентом ограничено. Обычно такие опросы проводятся с целью изучения состояния рынка товаров и услуг, в частности анализа спроса населения на товар или услуг, оценка известности товара или бренда. Быстрота и невысокая стоимость данного исследования позволяет оперативно получать интересующие данные, анализировать их и своевременно реагировать на любые изменения рыночной ситуации.

Опрос респондентов по телефону характеризуется невысокой стоимостью и быстротой, но при этом ограничивается небольшим объемом анкеты и меньшим количеством вопросов в ней. Данный метод исследования самый недорогой, но и наименее глубокий. Так как контакт интервьюера и респондента при проведении телефонного опроса непродолжительный, то количество вопросов должно быть невелико. Достоинством данного метода является то, что можно в кратчайшие сроки провести опрос достаточно большого числа респондентов и оперативно получить интересующие данные по рыночной ситуации. Для проведения таких опросов используются специальные базы данных с телефонами респондентов.

Почтовый опрос представляет собой рассылку анкет респондентам по почте и получение от них ответа. Этот вид исследования характеризуется невысокой стоимость, но при этом достаточно продолжительным периодом проведения. При исследованиях в слабо телефонизированных районах такой метод является практически единственно возможным способом организации и проведения опроса. Удобство такого метода заключается также в возможности опроса труднодоступной аудитории. К недостаткам почтового опроса можно отнести низкий процент возврата анкет и невозможность уточнения вопросов у респондента.

 Мониторинг розничных торговых точек представляет собой сбор информации по ассортименту, ценам на продукцию, выкладке, представленности и дистрибуции товаров. При осуществлении мониторинга торговых точек аудитор заносит информацию в специальный бланк, включающий как общую информацию о торговой точке, так и требуемую информацию по исследуемым товарам (ассортимент, цены и т.п.). На основе собранной информации можно оценить доли представленности и дистрибуции изучаемых продуктов в торговых точках, определить основных игроков рынка и их ценовую политику, оценить выкладку и мерчендайзинг продукции, оценить наличие рекламных материалов в торговой точке. Также на базе полученной информации определяется средняя цена по группам товаров. Такое исследование позволяет производителю оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, оценивать рыночные перспективы новых продуктов и брендов, разрабатывать эффективные стратегии продвижения своих товаров.

Расчёт проходимости торговых точек. Данный метод используется для подсчета людей, посетивших исследуемую торговую точку. При планировании открытия новых торговых точек, выбора арендуемой торговой площади и оценки работы существующих площадей необходима оперативная информация по количеству посетителей/покупателей для принятия правильного решения. Данные расчета проходимости торговых точек необходимы для оценки эффективности работы этих точек, прогнозирование динамики изменения проходимости, проведения маркетингового планирования.


Таинственный покупатель. Этот метод исследования позволяет оценить качество работы торгового персонала. Интервьюер под видом покупателя совершает закупку товара. При этом оценивается, как продавцы осуществляют презентацию товара и сервис клиента. Метод «таинственный покупатель» применяется также при проведении специальных акций для персонала и администрации торговых точек, в ходе которой по определенной схеме оценивается их работа и по итогам осуществляется премирование или вручение заранее оговоренных призов. Метод «таинственный покупатель» является хорошим инструментом для дополнительной мотивации персонала торговых точек.